воскресенье, 21 сентября 2025 г.

STHELL и о том, что релизить голый MVP в Steam - плохая идея

Вообще, этот текст должен был выйти ещё летом. Но из-за занятости, я пишу об игре только сейчас — когда основные эмоции схлынули и, к сожалению, текст получится более пресным, чем мог бы. Но, я всё же хочу его опубликовать, потому что он иллюстрирует неназываемую проблему, которая видна игрокам и тщательно игнорируется в индустрии.

Главный экран игры

Так вот, STHELL. Он попал в мою библиотеку вместе с замечательным Ghostware и я долго откладывал его по самым разным причинам. Но всё же, я, наконец, добрался до него и поиграл. А потом ещё раз. И ещё раз. В итоге на текущий момент — стим пишет, что где-то 105 минут я провёл в ней. И каждый раз получал расстройство, что доделай бы авторы игру до конца — мы бы получили отличный и интересный шутер от первого лица.

Особо придирчивый читатель напишет: ну и чего ты прицепился к игре за 102, нет, 25 рублей. Ну, во-первых, летом она стоила около 200-300, а это уже целая шаурма, а во-вторых — обидно, есть потенциал, идея-то неплохая и даже в некоторых обзорах пишут (например, здесь) — ну, доделайте игру и будет интересно.

Почему оно недоделанное? В Steam плашки раннего доступа нет.

Во-первых, вся игра происходит в одной локации. Да, погода может быть разной (кхм-кхм, кое-где я уже такое «разнообразие» видел), но всё, что игрок получает — маленький остров, где набегают брутальные роботы. На острове нет ничего, ни укрытий, ничего, мы заперты его границами, а враги, естественно, заходят снаружи. В общем, напоминает пресловутую вирусную песню.
Остров безумия, на котором нет ни души

Во-вторых, хотя у нас выживач, но сложность растёт так, что до первого босса я добрался лишь пару раз, мощно попотев. В игре довольно редко в нас кидают ящиками со здоровьем и патронами, а главный герой настолько умён, что у него даже гаечного ключа под рукой нет, и отсутствие патронов к пистолету есть гарантированная смерть. Ещё иногда по времени появляются робот, из которого выпадает дробовик, потом пулемёт. Это было бы хорошо, но — разные билды? Так нечего билдить и об этом я напишу ниже.

В-третьих, игра явно делает ставку на онлайн составляющую, но это не взлетело — в таблице около ~2500 игроков, по причинам выше. А зачем на это делать ставку? Это же классический выживач, здесь она вторична.

И вот это всё пример того, что некоторые идеи, которым учит иногда игровая индустрия — треш и шляпа. Потому что игра явно сделана по канону - делаем core gameplay loop, релизимся, смотрим на результаты, если всё хорошо, развиваемся дальше. Но здесь нет проблем с core gameplay loop. Он хороший (и вот здесь его даже хвалят), потому что это, по сути, Crimsonland (и его более современный братишка Vampire Survivors) от первого лица. Проблема в том, что кроме технических фиксов игра ничего не получила после демо, да и те не очень.

Я просто перечислю ниже список того, что нужно сделать, чтобы игра заиграла новыми красками.

  • Хотя бы несколько новых локаций. Ну это невозможно, этот островок красивый, но это скучнейшее место. Блин, ну, скачали бы бесплатные ассеты из анриловского маркета, и то было бы лучше.
  • Понерфить летающих дронов. Эти ребята — совершенная имба, от которой надо держаться подальше и все противники после них, сюрприз-сюрприз, слабее. Дробовик их сбивает, но подбежать и нацелиться на них трудновато, попасть с пулемёта — нереально.
       Этот чёрт имею самую большую скорострельность и большую чем игрок. Deal with it.
  • Добавить хотя бы 5-10 новых пушек. За всю игру я увидел только три пушки в действии, остальные закрыты первым боссом. Это скучно и не даёт делать никаких билдов под скорость, танкование и прочее, что срезает игроку доступные стратегии игры и делает из игры полную скучищу. Ну и возможно улучшить существующие - они все довольно слабые, особенно пулемёт, которого по скорострельности IRL могут уделать некоторые пистолеты.
  • Сделать реально бафающие скиллы, на выборе, да и дать возможность выбрать более одной абилки. Нет, +10 к здоровью, +10 к урону — это не перк, а халтура. Но это реально ВСЕ первые перки в игре.

Здесь даже экран скучный, а уж эти навыки вообще бесполезны
  • Исправить замедление времени — из-за неумения авторов пользоваться анрилом оно иногда слепит игрока, а длится оно почти ничего по времени. В итоге пока игрок протирает условные глаза — замедление уже кончилось.
  • Ну и срезать требования к открытию новых слотов. Нет, то, что открытие четвёртого слота стоит 100к кредитов, в то время как средний забег даёт 10к — это просто издевательство, которое явно добавлено было, чтобы снизить рефанды. И игра стоит 25 рублей, потому что это не помогло.

Можно ли это сделать быстро? Строго говоря, да. Даже малая команда достаточно квалифицированных специалистов справится с этим быстро. Можно ли сделать ещё лучше? Тоже да.
  • Добавить больше видов врагов — это некритично, но было бы хорошо.
  • Сделать хоть каких-никаких неписей. У вас сеттинг, где на острове корпорации происходит испытание с древними ботами? Ну и норм: добавьте каких-нибудь персонажей с историей, которые за бутылку водки выдадут скилл и какую-то секретку и прочее. История в игре, хоть и через досье ботов рассказывается, и даже вызывает интерес, но... Кроме этого, ничего из истории в игре нет.

Но всё это принесено в жертву быстрой выкатке MVP, хотя видно, что люди могут лучше: есть довольно хорошие саунддизайн, атмосфера и заглавная тема. Мне зашло. И есть сам дизайн роботов — мрачный и брутальный.

Играть не рекомендую, извлечь уроки о том, как делать не надо — рекомендую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий